Коммерческая тайна (определение)

 
Коммерческая тайнаИнформация (лат. – «information») - сведения о чем-либо.
 

ИНФОРМАЦИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коммерческая информация представляет собой совокупность данных (сведений) необходимых для обеспечения жизнедеятельности предприятия, для принятия стратегических и тактических решений, а также для адаптации в рыночной среде.
 
Коммерческая информация является важнейшим элементом предпринимательской деятельности. Без неё не возможно эффективно управлять, планировать, контролировать результаты. Информация, используемая на предприятии весьма обширна, разнообразна и затрагивает многие аспекты жизнедеятельности, науки, производства, экономики, финансов. При помощи информации, все компоненты действующего предприятия связаны в единый комплекс, производящий конкретные виды продукции в соответствующем количестве и качестве.
 
Любая информация используемая в предпринимательской деятельности по своему полезна и необходима, но, при этом, не вся она одинаково ценна и важна. Для каждого коммерсанта существует свой круг наиболее ценных сведений, которые он использует для достижения собственных целей и разглашение которых может лишить его возможности реализовать эти цели, то есть создает угрозы стабильности и безопасности бизнеса. Такую информацию предприниматели вынуждены держать в секрете и защищать от разглашения. «Секретной» информация является в том смысле, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих не может быть общеизвестной и общедоступной. Открытое её использование несёт угрозу экономической безопасности предприятия, поэтому она является предметом соответствующих мер по сбережению и конфиденциальности.
 
Для того чтобы из всего потока информации, имеющегося у предпринимателя, выделить наиболее важные сведения, которые необходимо охранять, применяют следующий АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ:
 
1. Сначала прогнозируют наиболее вероятные угрозы в случае разглашения тех или иных сведений. Проводят анализ масштаба и критичности последствий для экономической стабильности и безопасности фирмы, в случае утечки информации, а также оценивают возможный ущерб, в случае попадания информации конкурентам или криминалу.
2. Затем, с учетом возможных рисков и угроз, разрабатывают наиболее приемлемые и эффективные способы и меры защиты информации, и проводят предварительный расчет затрат на использование выбранного комплекса мер.
3. На завершающем этапе оценивают экономическую целесообразность и рентабельность защиты информации.
 
Только в случае значительного превышения возможного ущерба, возникающего при разглашений сведений, от затрат на их защиту, есть смысл включать данную информацию в разряд конфиденциальной и организовывать ее охрану, в том числе с привлечением физической охраны ЧОП (Охрана офисов и офисных центров).
 

ГРУППЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Не смотря на разнородность информации, используемой на предприятии, из всего информационного массива можно выделить ТРИ КЛАСТЕРА СВЕДЕНИЙ, схожие по назначению, формам закрепления и функциональным признакам: финансово-экономический (учетно-статистический), научно-технический и организационно-управленческий.
 
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР включает в себя: показатели финансового и экономического положения фирмы, объемы и себестоимость продукции, сведения о кредитах и банковских операциях, о клиентах и договорах, о поставщиках и конкурентах, о структуре капиталов и планах развития, о рыночной ситуации и деловой переписке, различную бухгалтерскую и  статистическую отчетность.
 
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР включает: технические характеристики выпускаемой продукции, технологические процессы ее изготовления, комплектующие и материалы, “ноу-хау”, конструкторская документация, программное обеспечение, используемое оборудование, инструменты, способы и приемы, производственный цикл, информация образуемая в процессе научных исследований и прикладных разработок и т.п.
 
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КЛАСТЕР образуется непосредственно в процессе управления предприятием и производственными коллективами. Это плановая, нормативная, оперативная, распорядительная, кадровая и другая информация, используемая в целях организации процесса управления предприятием, учета и регулирования производственного процесса и договорных отношений. Такая информация содержится в учредительных документах, договорах с поставщиками и покупателями, в организационно-распорядительных документах, в планах развития и реорганизации производства, в инструкциях по организации охраны и контроля, в кадровых документах, в анкетах и персональных данных работников.
 
Вся вышеперечисленная информация представляет для предпринимателей определенную ценность и может быть предметом повышенного интереса не только у конкурентов по бизнесу, но и у криминальных структур. Такая информация нуждается в защите и в установлении контроля над её использованием и распространением. Между тем, при присвоении той или иной информации грифа конфиденциальности, необходимо учитывать не только желание коммерсанта засекретить те или иные сведения, но и нормы Российского законодательства, согласно которым не любую информацию можно отнести к конфиденциальной и охранять.

 

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА

Специалисты  по информационной безопасности выделяют ТРИ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, подлежащие и не подлежащие защите:
 
1-я группа – информация открытого пользования;
2-я группа - информация ограниченного доступа;
3-я группа – секретная информация, предназначенная для узкого круга доверенных лиц, определенного её обладателем (коммерческая тайна).
 
Информация, отнесенная ко второй и третьей группе, является закрытой для свободного доступа, в соответствии с действующим законодательством РФ.
 
Остановимся подробнее на каждой группе.
 
ПЕРВАЯ ГРУППА – это общедоступная информация, которая объективно должна быть открытой и общедоступной, а также та информация, которую нельзя скрывать согласно Российскому законодательству. Перечень сведений, который в соответствии ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» НЕ может быть отнесен к коммерческой тайне:
 
- содержание учредительных документах юридического лица;
- данные лицензий, патентов, регистрационных удостоверений и других документов, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью;
- данные о сотрудниках (их численность, условия труда, заработная плата, травматизм и профессиональные заболевания);
- размер имущества и денежных средств организации;
- документы об уплате налогов;
- документы о платежеспособности;
- документы о соблюдении норм пожарной безопасности, правил охраны труда рабочих, норм охраны окружающей среды; о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке и других негативных факторах;
- сведения о реализации продукции, причиняющей вред здоровью людей, также о других нарушениях законодательства и размерах причиненного ущерба.
 
Охранять вышеперечисленную информацию не имеет смыла. Ее распространение не представляет угроз экономической безопасности предприятию. Наоборот, предприниматель порой заинтересован в создании самых благоприятных условий для ее наибольшего распространения (например, рекламная информация о предприятии, о новинках выпускаемой продукции и др.). Отсутствие данной информации может оказать негативное воздействие на экономическое положение фирмы.
 
ВТОРАЯ ГРУППА информации состоит из сведений ограниченного пользования, доступных, например, для органов, имеющих соответствующие законодательно установленные права (полиция, налоговая служба, прокуратура и другие государственные уполномоченные органы). К информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности предприятия (структура управления, бухгалтерская и статистическая отчетность, должностные инструкции и др.), ограничения на распространение которой диктуются производственной необходимостью.
 
Большинство этих сведений нет смысла и не выгодно скрывать от окружения самому предпринимателю.
 
ТРЕТЬЯ ГРУППА сведений представляет собой коммерческую тайну (секрет производства), которая может быть доступна только ограниченному кругу лиц и в отношении которой обладатель имеет право применять специальные меры к охране ее конфиденциальности и защите от незаконного использования. К коммерческой тайне на предприятии чаще всего относят: научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую, управленческую или иную информацию, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании, и в отношении к которой обладателем введен режим коммерческой тайны (ст.1465 ГК РФ).
 
Коммерческая тайна - понятие более широкое, чем просто секрет производства. К примеру, предприятие может применять широко известные методы организации производства, технологические приемы, оборудование, но, несмотря на общедоступность таких сведений, сам факт их применения может являться коммерческой тайной. Кроме сведений производственного и коммерческого характера, коммерческая тайна может содержать компрометирующие данные, которые могут быть использованы с целью вытеснения предпринимателя с рынка или нанесения иного ущерба.
 
Согласно Федерального закона «О коммерческой тайне» от 1 января 2008 года, под коммерческой тайной понимается РЕЖИМ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Иными словами, обладание коммерческими секретами дает предпринимателю преимущество в конкурентной борьбе, но только до тех пор, пока эти сведения содержатся в тайне.
 
Под режимом конфиденциальности (режимом коммерческой тайны) понимаются правовые, организационные, технические и иные, меры по охране ее конфиденциальности (пункт 3 статьи 3 Закона «О коммерческой тайне»). Установление режима конфиденциальности является обязательным условием возникновения прав обладателя и условием охраноспособности данных прав (статья 7 Закона «О коммерческой тайне»). Необходимым условием законодательной защиты информации также является ее фиксация на определенном носителе: на винчестере компьютера, на флэшках и картах памяти, на дискетах и лазерных дисках, в бумажной форме и в памяти сотрудников и др.
 
Перечень сведений, который по закону может быть отнесен к коммерческой тайне:
 
- процесс реализации продуктов и услуг организации;
- разработанные внутри организации формы договоров, соглашений и других документов;
способы более выгодного использования денежных средств, ценных бумаг, капиталовложений;
- информация о деловых партнерах, посредниках, потребителях, заказчиках;
- банковские отношения (инвестиции, кредиты, ссуды, долги);
- бухгалтерская и финансовая отчетность;
- себестоимость продукции и размеры прибыли;
- ноу-хау, рационализаторские разработки, технологические схемы, изобретения, промышленные образцы;
- перспективные планы развития;
- методы управления деятельностью внутри организации, распределение обязанностей;
- компрометирующие и конфликтные ситуации;
- деловая переписка.
 
Перечень сведений, которые предпринимателям разрешено относить к коммерческой тайне в соответствии с Российским законодательством периодически изменяется. Так, например, с 1 января 2013 года вступил в действие Федеральный закон «О бухгалтерском учете», который радикально пересмотрел возможность отнесения бухгалтерской отчетности к информации, составляющей коммерческую тайну. Вместо императивной конструкции ч. 4 ст. 10 одноименного Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной» сейчас действует прямо противоположное по смыслу указание в части 11 статьи 13 «в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны». Обязательные экземпляры бухгалтерской отчетности составляют государственный информационный ресурс, к которому обеспечивается доступ всем заинтересованным лицам. Ограничения допускаются только в интересах сохранения государственной тайны.
 
Наличие в перечне информации, составляющего коммерческую тайну предприятия, сведений, которые по закону не могут быть признаны таковыми, прямо запрещено законом, в частности п. 2 ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне»  и ст. 1465  ГК РФ, может привести к признанию «перечня» не соответствующим правовым нормам, и к оспариванию правомерности установления режима коммерческой тайны на предприятии вообще.
 

* Если Вам требуется на законном основании засекретить информацию на предприятии или в организации и обеспечить защиту коммерческой тайны, - обращайтесь в ЧОП "ТАГГЕРД". Мы оказываем услуги по охране объектов в Москве и Подмосковье и защите конфиденциальной информации более 20-И ЛЕТ (с 1993 года). Для решения подобных задач мы привлекаем специалистов в области информационных технологий, профессиональных охранников, инженеров и техников, способных обеспечить надежную защиту информации от разглашения. Богатый опыт и знания сотрудников ЧОП - надежная гарантия безопасности наших Клиентов! Мы выполняем охранные услуги на высоком профессиональном и качественном уровне, по умеренным ценам!

 
ОКАЗАНИЕ УСЛУГ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ - НАША ПРОФЕССИЯ!